chautbenaht: (память)
При просмотре японского военного эпоса "Атака на Пёрл-Харбор"(Rengô kantai shirei chôkan: Yamamoto Isoroku, режиссёр Идзуру Нарусима, 2011 год) в официальной русской озвучке возникает чудной эффект: если абстрагироваться от красочной азиатской картинки на экране, то можно попасть под впечатление что смотришь картину об альтернативном царском / белом флоте, снятую в альтернативном позднем СССР - обороты и тембры речи флотских, армейских, газетчиков и политиков как из кинофильмов моего детства.
Ленту с субтитрами не обнаружил, приходится в процессе бороться с лёгким эстетическим и когнитивным диссонансом.

p.s.: затянут и мелодраматичен (до слезливости), по форме и содержанию - европейский байопик (адмирал-миротворец, ха!), никакого чувства "внутренней Японии", только эпизод в конце фильма с панорамой уничтоженного города (Токио?) чуть отдаёт восприятием дзэн.
chautbenaht: (память)
Последние годы в начале лета отдаю дань профессиональной ностальгии захожу поглазеть на "Интермузей" в сожжённом Лужковым новодельном Манеже, затем обмениваюсь впечатлениями в группах музейщиков в социальных сетях. И сейчас переферийным зрением отмечал какое-то вялое шевеление коллег по данному поводу, полагая - куда спешить?
Вчера вдруг обнаруживаю что сей форум состоялся на минувших выходных, совсем без фанфар и даже без последующих дискуссий в соответствующих группах всем наплевать. Т.е. мероприятие прошло, видимо, даже более уныло чем год назад - как раз эта сумеречность и вызвала ярость профессионального сообщества.
Тем не менее слегка жаль - интересно вновь соприкоснуться с атмосферой первой работы и разбудить воспоминания о том, каким был в гордом чине м.н.с. Реально вряд ли на Интермузее увидел бы что стоящее - бывшая контора из провинции по бедности и бездарности манкирует слётом, целевой литературы по приемлемым ценам там не купишь, знакомых в этой сфере всё меньше.
Прошлый раз запомнился раздачей питерским Эрмитажем на халяву фундаментального каталога археологической выставки двадцатилетней давности - с паршивой овцы хоть шерсти клок.
chautbenaht: (память)


За саму идею рэпера можно похвалить, а за исполнение - за уши и в угол: постмодернизм взыграл пошло и вторично, причём по всем категориям - визуализация, голос и сопровождение вообще блеянье. Хотя отдельные картинки забавны.
Может Нойз всё так исполняет? - совершенно не знаком с его вкладом в цивилизацию(tm), да и не испытываю желания воспринимать.
chautbenaht: (память)
В 2014 году уйме народа в соцсетях и в реале пришлось доказывать что нашумевший роман Джонатана Литтела о страдающем электрике-гомосеке - вторичная коммерческая подделка. К сожалению, без особого результата - народ как заведённый долдонит о великой трагической книге, несущей всю правдуtm о Войне & Холокосте, прямо массовая истерия и только.
Ещё один камешек в фундамент моей аргументации - прочёл на днях (с большим увлечением, в отличии от литтеловского месива) компактную повесть Тима О'Брайена "На Лесном озере", сразу подумал что вьетнамские эпизоды коррелируют со сталь восхваляемым "ужасом" литтеловских страниц. И вообще общая ситуация психологического слома главного героя, имеющая в своём основании детскую драму, явно вторится в метаниях эсэсовца Максимилиан Ауэ. Так что к триаде Борхес - Аренд - Лем (причём сознаю, что Дж.Л. скорее всего даже не ведает о существовании такого писателя, не говоря уже об его эссе по проблеме "окончательного решения еврейского вопроса") уверенно добавляем имя (и творческий метод) О'Брайена - его то Литтел точно читал.
Хороший практикум для мыслящего критика - сравнить фолкнеровский лаконизм и действительно сложную организацию текста "На Лесном озере" с галльским словоукрашательством / пустозвонством и формальными выкрутасами "Благоволительниц".
Так что Захар Прилепин, заявив некогда что "Таких книг классика еще не знала", лишь показал что он сам крайне плохо ориентируется в мировой литературе, на школьно-мусорном уровне.
Мне же немного обидно - видел эту повесть в "Иностранной литературе" середины девяностых, но почему-то тогда не заинтересовался, хотя читал номера журнала подряд от корки до корки.
chautbenaht: (память)
Ссылки на штудии Майкла Ходарковского попадались ранее неоднократно - специалист по проблеме фронтира России со Степью, культурная и историческая антропология с географией и прочее сияние чистого разума в соответствии с модными паттернами западной исторической мысли. По этой причине с удовольствием приобрёл изданную НЛО его работу "Горький выбор. Верность и предательство в эпоху российского завоевания Северного Кавказа".

Чтение книжки спровоцировало неоднозначные эмоции: да, формально Ходарковский построил повествование в соответствии с нормами исторического исследования "случай / казус" и даже вроде бы как с аналитической подкладкой. На деле же авторское начало обернулось безбрежным фантазированием как раз в духе юношеского романтизма Фенимора Купера и Майна Рида, которое плакатно сочеталось (именно так - звучит криво, но по сути) с примитивнейшим обличением российского колониализма. Последний обрисован исключительно мрачными красками ибо есть порождение ехидны: тьма идёт с севера и кавказские горцы погибают духовно и физически аки воины света под её безжалостным катком (своеобразный антипод советского штампа о цивилизирующей миссии русского народа и орудия его - государства). При чтении подобных опусов начинаю понимать и даже в какой-то мере сопереживать запалу советских и нынешних охранительских пропагандистов, истерично тыкающих в западных писак и писателей клеймо "фальсификаторы".
Скудная фактология жизни Семёна Атарщикова у американского автора разбодяжена до исчезновения персонажа домыслами психологическими реконструкциями на уровне голливудского кинематографа. Ходарковский честно признаёт это своеволие во введении, непонятно зачем прикрываясь именем Фернадо Броделя, хотя тут ближе случай мельника из давней книги Карло Гинзбурга (однако у итальянского марксиста биографическая реконструкция гораздо корректнее). Совершенно инфантильный приём - в качестве субъекта постоянно фигурирует Россия (в смысле "Империя зла"), а не реальные акторы процесса - царь, петербургские министерства, военные и гражданские администраторы на местах.
На тройку книга - студентам читать для разбора ошибок при написании научно-популярного текста либо попытках применять "метод реконструкции" и более-менее цельная библиография по Кавказу первой половины XIX века с перевесом этнографического материала.
Одной из причин однобокости зрения Ходарковского может быть обильное использование "национальных", т.е. местных северокавказских публикаций постсоветского времени. Часто там очень плохо с соблюдением критерий научности, зато много гонора и обид на старшего братаtm.
chautbenaht: (перекат)
Квадратичное видениие



с вниманием к поверхностям )

p.s. с раздражением узнал что Flickr ликвидировал опцию распространения фото "по старому" для жж - с помощью html кода, оставив только новомодные фейсбучно-инстаграмные приблуды: и тут козёл Ф-к с помощью эффективных московских м-в удалился с позиции.
chautbenaht: (память)
Гарвардский список фильмов, рекомендованных к просмотру для соискателей на степень PhD. in Film and Visual Studies
взято здесь оригинал</span>
Список фильмов, рекомендуемых для просмотра аспирантам факультета визуальных исследований (The Department of Visual and Environmental Studies) Гарварда, состоит приблизительно из 800 фильмов, сгруппированных в 5 разделов: повествовательные фильмы (нарративное художественное кино), документальные фильмы, анимация, экспериментальное/авангардное/андеграундное кино и видеоарт. Первый, самый внушительный (более 500 лент), раздел состоит по сути из двух частей: ключевые фильмы в истории мирового кино и лучшие образцы голливудского жанрового кино (от нуаров до вестернов и независимых фильмов); 5-й раздел - видеоарт - мной не переведен.
длинный перечень )
chautbenaht: (память)
представив как музей истории донского казачества незабвенное первое место работы после университета будет выполнять директиву минкультовских мудаков о за & ведении аккаунта в Instagram.
судя по аж двум сайтам и страничке вконтакте плюс личные профили сотрудников - с фотографической составляющей у конторки последние годы всё худо. а ведь в моё время за это отвечал крутой дед, я относился к нему скверно по своим глупым юношеским закидонам, но и тогда понимал насколько чувак мастеровит в нелёгком деле музейной фотографии - на плёнку и без каких-либо цифровых редакторов.
chautbenaht: (память)
Монтескьё в "Размышлениях о причинах величия и падения римлян":
Если случайно проигранная битва, то есть частная причина, погубило государство, то это значит, что была общая причина, приведшая к тому, что данное государство должно было погибнуть в следствие одной проигранной битвы.
Сформулировано по-французски великоречиво (в согласии с изящным слогом века Просвещения и дидактики Энциклопедии), вполне в меру и не в ущерб доходчивости. Удивляет что столь элементарная мысль никак не помещается в образ мышления твердящих о крахе императорской России / февральской республики / советской геронтократической деспотии / "демократии" девяностых в результате какого-либо случайного фактора (в роли которого чаще всего фигурирует слабый и / или лживый правитель* и какая-то ограниченная кучка злонамеренных / бестолковых людей - буржуазия / аппаратчики / "свободные профессии").
Помнится, в первые месяцы 2000 года не раз ожесточённо спорил об этом с работягой в летах, низовым функционером КПРФ, в промёрзших и загаженных цехах электровозостроительного. Дядька был не глуп, неохотно, но соглашался с мнением что Зюганов - мелкобуржуазный клоун и интеллектуальное ничтожество, говоря в ответ "Победим, так умные товарищи его подправят, а если что сотворит - так сдёрнут с жёрдочки". Однако системность государственных и общественных кризисов этому достойному питомцу советской пролетарской машины была совершенно не доступна и замещалась набором магических представлений и практик.
Потом был интернет - носители магического мировозрения размножились, в массе помолодели и деклассировались, их аргументация закостенела, а способность слышать оппонента вовсе улетучилась.
chautbenaht: (память)
DSC03258
chautbenaht: (память)
Шимов Ярослав. Меч Христов - Карл I Анжуйский и становление Запада. Издательство института Гайдара - принёс среди прочего с недавней non/fiction, во многом с исследовательской целью: как чёртовы либералы сейчас пишут исторические работы, методы, технологии, цели. Помниться что в мои молодые годы с изданием подобной литературы дела обстояли чаще всего ахово.
Книга легко (для серьёзного издания, т.е. в похвалу) читаема, без излишних академических и / или заумных фокусов. Нормальное популярное издание, рекомендуемое как студентам-младшекурсникам для первоначального погружения в тему (с последующим выбором объектов штудий), так и просто интересующимся прошлым без замеса сумасшедших теорий в духе "крипто" по темам позднего Средневековья (предшествовавшего "Осени" Хейзинги), феодальной Франции, королевские дома, папство, Византия, закат эпохи крестовых походов. Биография как есть, значительный объём текста приходиться на попытки психологической реконструкции / истолкования: без завиральных измышлений, но и со слабой доказательной основой. Чувствуется публицистическая закалка автора, часто применяется метод осовременивания в толковании намерений и поступков персонажей.
Базой для работы послужил большой набор литературы различного качества - от популяризаторских изложений до узкоспециальных работ на нескольких языках. Биография приведена в конце книги, оформлена не по академическим стандартам - не так уж и важно, однако источники лучше было пустить отдельным списком. В русском блоке доминируют переводные издания последних двадцати лет. В тексте много ссылок, позволяющих углубить знания по конкретному вопросу. По понятным соображениям историография отсутствует в принципе, в какой-то мере её заменяют разбросанные по всему тексту размышления автора над оценками, даваемыми теми или другими историками / источниками.
Хорош метод панорамного раскрытия сцены в начале каждой главы с весьма выборочной тематической хронологией. Вместо малосодержательных иллюстраций лучше бы дали генеалогические таблицы и больше картографического материала.
Наиболее слабо в книге Шимова освещены экономические материи, хотя неоднократно говориться о важности для Карал I Анжуйского фискальных и монетных дел, затратах на военные предприятия ради удовлетворения своих державных и религиозных замыслов. Многократно повторяется что во главной причиной Сицилийской вечерни 1282 года был налоговый гнёт, но в чём именно он выражался и почему не менее жёсткая политика во французских землях сюзерена не вызывала протеста населения (за исключением первых лет брака с Беатрисой Прованской). Вообще о французских владениях младшего брата Людовика IX Святого говорится походя, вроде как не имевших особого значения (особенно во второй половине жизни) для деятельности "сделавшего себя" короля. Ясное дело, что (согласно исследовательским практикам) вхождение в экономические материи и пристальное внимание к повседневности крупного феодала (вассала и сюзерена в одном лице) раздуло бы объём повествования и скорее всего повредило бы усвояемости малоподготовленным читателем.
Полностью отсутствует тема культурной политики анжуйца - закладывал ли соборы и замки, привечал ли образованных людей и университеты
Относительно подзаголовка "и становление Запада" в очень больших сомнениях: слишком претенциозен, логически не следует из жизненного пути амбициозного воителя - с равным успехом можно заявить обратное в духе "Карл просрал полимеры междоусобицей в Средиземноморье подорвал могущество европейских держав (наций) перед новым витком исламской экспансии".
Насмешило укоризненное замечание на заключительных страницах в адрес героя работы и применении им "ручных методов управления" (цитата) покорённых территорий в Италии и на островах.
оценка в денежных единицах )
chautbenaht: (Default)
Вагон вечерней электрички, из мегаполиса в пригород. У окна развалился толстобрюхий мужик - чёрная густая борода, всклоченные кудрявые волосы. Рост средний. На первый взгляд принимаешь его за бомжа, однако чист и опрятен (за исключением шевелюры), на нём тёмно-синие джинсы и чёрная куртка искуственной кожи (фасон вроде плебейский, зато как новая). Оюращаяе внимание не внешностью, а манерами - на скамье перед собой и рядом разложил барахло: поношенный рюкзак и покет из крафт-бумаги. Час пик, не всем пассажирам хватает места сесть, но бородач не шевелиться освободить сидения от своего хозяства.
В самом начале поездки из-за спины другой мужик передаёт объекту бутылку 0.7 какого-то импортного бухла цвета мочи (виски? бурбон?), к горлышку которой последний сразу припадает, делая затяжной глоток. Хотя рядом с ним лежит палочка шоколада в обёртке, пузан просто запивает алкоголь из бумажного стаканчика и прячет пузырь. До этого момента считал его бомжом, едущим со столичного промысла.
Чуть позже мужик извлекает трубу и начинает беспрерывно громко бухтеть в течение четверти часа с 3 - 4 адресатами. Сперва пьяный трёп о любви к ближнему с пошло-ласкательными обращениями, затем деловой и командирский по организационным (рабочим?) делам. Речь идёт о возведении храма, причём персонаж явно играет не последнюю роль в процессе. Тут пересмотрел оценку случайного попутчика.
Картина живописная, даже кинематографичная. Взьелся на толстобрюхого лишь по одной причине - на хуй нужен его хра,м если их сиятельство не находит возможным дать сесть женщине в годах на фактически свободное место.
chautbenaht: (память)
Яркий случай, прямо как на блюдечке для рассмотрения методологами
Оригинал взят у [livejournal.com profile] khaa_alec в "Амазонка Укока «поменяла» пол"
Новые данные палеогенетических исследований носителей пазырыкской культуры (Горный Алтай)

Двадцать пять лет назад благодаря находке парного погребения древней пазырыкской культуры на плато Укок на Горном Алтае, родине знаменитой «алтайской принцессы», родилась гипотеза об алтайских амазонках. Антропологи были уверены, что в погребении была захоронена девушка возрастом 16 ̶ 17 лет, хотя всегда подчеркивали ее «неженские» черты.
Однако в результате анализа ДНК из костных останков, проведенного новосибирскими исследователями (ИЦИГ СО РАН, ИАЭТ СО РАН, Новосибирский государственный университет), мужественная девушка с серьезным набором вооружения превратилась … в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости – найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня. Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных – ранее это парное погребение зрелого мужчины и молодой женщины рассматривалось как погребение супругов, либо отца и дочери. Подробности этих исследований – в декабрьском выпуске журнала «НАУКА из первых рук», посвященном археологии
текст )

саунд

Nov. 29th, 2015 12:27 pm
chautbenaht: (перекат)
с запоздание сообразил что наилучшим сопровождением / выражением к чтению /обсуждению как бы (альтернативно) исторического магического реализма из-под пера Алексея Иванова будет соответствующая композиция: см трэк Бутусова - Каспаряна.
весь альбом отлично коррелирует с этими образцами коммерческой прозы - в т.ч. и на противопоставлении кодов.
chautbenaht: (перекат)
Ждём запрета туристических, да и всех прочих, рейсов в Турцию: самолёт сбит, пилот(ы) в плену, безопасность не гарантирована. За ними газовые и энегетические прожекты следом.
Причём Эрдоган вчера Ботокса и его идиотов предупредил о готовности защищать "своих" туркмен - не послушали. Причём турок играет в те же карты, что и плешивый в случае с Украиной.
chautbenaht: (память)
Читал "Золото бунта" Алексея Иванова быстро, со спортивным интересом - технически хорошо написано. В отзывах любят пугать этнографо-географическими и мистико-мировозренческими завертями, да только это работает "на шок" для среднего читателя, не потрудившегося ни над тяжеловесной классикой (позитивизм-реализм XIX века), ни над опусами и поисками долгого модернизма XX века. На мой взгляд, наиболее проигрышные куски текста с занудным, как бы религиозным, морализаторством (тесно связанным с движущими силами персонажей).
Фэнтезью обзываться не хочется чай не игра престолов, Сеть подкинула ещё более расплывчатый термин "магический реализм". Историческая проза - смешно, ещё дальше чем какой-нибудь Пикуль (в недавнем прошлом) либо Константин Радов с трилогией "Граф Читтано" (неплохое сочинения из рубрики АИ, надо про него тоже отчитаться).
Само писание - архаично, никаких бахтинских упражнений в полифонию. Как точно А.Кузьменков заметил - нарратив построен с опорой на лекала американского коммерческого fiction: ядрёный нуар с типичными моностраданиями главного героя, только в среде азиатско-екатериненской экзотики.
Заслуживает премирования "за худшее описание секса".
Сперва пытался выстроить параллели с пограничной трилогией Кормака Маккарти и особенно его же "Кровавым меридианом" - по накалу жестокости и безответности человека перед высшими силами. Но американский автор как раз органично впитал и переработал для "рассказа истории" принципы модернизма, а уралец выпустил облако популярной достоевщины и опутал (захомутал) ею все свои малоподвижные структуры действия.
На FantLab хорошая подборка рецензий - по большей части апологетика разного градуса безудержности, есть и дельные критические характеристики плюс упомянута саркастическая "Золота ни фунта" - полезная деконструкция писательского метода Иванова.
Итак, три книги "Сердце", "Чусовая", "Теснины" в багаже читателя из категории "современная русская проза", которую я не особо-то уважаю: не за что.
Хорошая книга, прочесть стоило, перечитывать - нет. После неё Иванов что-то ещё навыпускал, только шума уже нет , даже экранизация не выручила. Развлечения ради даже любопытно - породил ли волну эпигонства?
chautbenaht: (поле)
С одного дерева два яблока - до морозов и после. Жалею, что сорвать высоко - по вкусу скорее кислые, чем сладкие, однако вполне съедобные - на уровне эконом-сегмента из массовых магазинов (польские? сербские? турецкие?).
Много кадров с подгнившими плодами, но ауру позднеосеннего увядания передать умения не хватило.

DSC03245

DSC03257

Досадно что завтра не будет времени заснять тот же объект со снежным покровом.
chautbenaht: (перекат)
В музее архитектуры имени Щусева в Главной анфиладе работает выставка по истории деревянного зодчества в России с XVII века по начало 1950-х годов, в центре внимания - Кижи (закономерно).
Официальное название "Русское деревянное" скорее спорное, чем провоцирующее - не лучший выбор. Уточнение "взгляд из XXI века" вообще отдаёт постмодернисткими игрищами.
Целиком построена на вторичном материале (формально, не в смысле исторической ценности): макеты сооружений, чертежи и планы, рисунки, немного живописи (аляповатой), много фотографий (фиксирующих). Скорее всего все эти предметы по праву числятся по основному музейному фонду, т.к. относятся в массе к спасательным работам середины XX века (дореволюционные строения) и к проектно-конструкторской документации (постройки советского времени). Подлинники деревянных конструкций представлены в очень скромном наборе и фрагментарно (тоже по понятным причинам).
Из медиаконтента, обычно столь любимого сотрудниками МуАр - один монитор с видео в тёмном закутке. Грешу на ограничения бюджета (как и следующее общее впечатление).
Тем не менее от экспозиции осталось впечатление излишне стерильной и монотонной: объекты выдернуты из контекста и лишены истории. Тексты к комплексам трудно воспринимаемы (или я из-за усталости так среагировал). Более-менее ёмко и всесторонне представлен один Кижский погост).
Фотографии напомнили какую-то книгу (из библиотеки родителей)  по деревянной архитектуре северорусских областей, неоднократно рассматриваемую мной в далёком детстве.
Советский период представлен ярко, но опять же - фрагментарно: по большей части конкурсные проекты на выдающиеся постройки, без массово сегмента. В основном остались на бумаге или были быстро разобраны. Достойное исключение - купольный цирк в Иваново (? запамятовал): макет с разрезом и фото, краткая справка. Видимо в совке не особо заботились о поддержании этих памятников послевоенного экономного восстановления - эксплуатировали по остаточному принципу и спалили в 70-е. Впрочем, уцелей они тогда - девяностые их бы точно угробили, вместе с промышленностью и инфраструктурой.

В довесок: в подвале Аптекарского приказа фотовыставка Светланы Конеген с видами Венеции - за счёт обработки и ракурсов смотриться любопытно, с мрачностью. Образы Рима от Татьяны Ян заурядны, хотя её фотографии достойны хвалы.



Profile

chautbenaht: (Default)
chautbenaht

March 2017

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 08:49 pm
Powered by Dreamwidth Studios