Шимов Ярослав.
Меч Христов - Карл I Анжуйский и становление Запада. Издательство института Гайдара - принёс среди прочего с недавней non/fiction, во многом с исследовательской целью: как
чёртовы либералы сейчас пишут исторические работы, методы, технологии, цели. Помниться что в мои молодые годы с изданием подобной литературы дела обстояли чаще всего ахово.
Книга легко (для серьёзного издания, т.е. в похвалу) читаема, без излишних академических и / или заумных фокусов. Нормальное популярное издание, рекомендуемое как студентам-младшекурсникам для первоначального погружения в тему (с последующим выбором объектов штудий), так и просто интересующимся прошлым без замеса сумасшедших теорий в духе "крипто" по темам позднего Средневековья (предшествовавшего "Осени" Хейзинги), феодальной Франции, королевские дома, папство, Византия, закат эпохи крестовых походов. Биография как есть, значительный объём текста приходиться на попытки психологической реконструкции / истолкования: без завиральных измышлений, но и со слабой доказательной основой. Чувствуется публицистическая закалка автора, часто применяется метод осовременивания в толковании намерений и поступков персонажей.
Базой для работы послужил большой набор литературы различного качества - от популяризаторских изложений до узкоспециальных работ на нескольких языках. Биография приведена в конце книги, оформлена не по академическим стандартам - не так уж и важно, однако источники лучше было пустить отдельным списком. В русском блоке доминируют переводные издания последних двадцати лет. В тексте много ссылок, позволяющих углубить знания по конкретному вопросу. По понятным соображениям историография отсутствует в принципе, в какой-то мере её заменяют разбросанные по всему тексту размышления автора над оценками, даваемыми теми или другими историками / источниками.
Хорош метод панорамного раскрытия сцены в начале каждой главы с весьма выборочной тематической хронологией. Вместо малосодержательных иллюстраций лучше бы дали генеалогические таблицы и больше картографического материала.
Наиболее слабо в книге Шимова освещены экономические материи, хотя неоднократно говориться о важности для Карал I Анжуйского фискальных и монетных дел, затратах на военные предприятия ради удовлетворения своих державных и религиозных замыслов. Многократно повторяется что во главной причиной Сицилийской вечерни 1282 года был налоговый гнёт, но в чём именно он выражался и почему не менее жёсткая политика во французских землях сюзерена не вызывала протеста населения (за исключением первых лет брака с Беатрисой Прованской). Вообще о французских владениях младшего брата Людовика IX Святого говорится походя, вроде как не имевших особого значения (особенно во второй половине жизни) для деятельности "сделавшего себя" короля. Ясное дело, что (согласно исследовательским практикам) вхождение в экономические материи и пристальное внимание к повседневности крупного феодала (вассала и сюзерена в одном лице) раздуло бы объём повествования и скорее всего повредило бы усвояемости малоподготовленным читателем.
Полностью отсутствует тема культурной политики анжуйца - закладывал ли соборы и замки, привечал ли образованных людей и университеты
Относительно подзаголовка "и становление Запада" в очень больших сомнениях: слишком претенциозен, логически не следует из жизненного пути амбициозного воителя - с равным успехом можно заявить обратное в духе "Карл
просрал полимеры междоусобицей в Средиземноморье подорвал могущество европейских держав (наций) перед новым витком исламской экспансии".
Насмешило укоризненное замечание на заключительных страницах в адрес героя работы и применении им "ручных методов управления" (цитата) покорённых территорий в Италии и на островах.
( оценка в денежных единицах )